Еще один программист (anotherprog) wrote in internetaddicts,
Еще один программист
anotherprog
internetaddicts

В России произошел второй "Курск": десятки погибших

20 человек погибли и 21 получил ранение в следствие отравления фреоном в результате аварии на российской атомной подводной лодке "Нерпа" в Тихом океане.
Подводная лодка была на глубине, когда на ее борту произошло нештатное срабатывание системы пожаротушения, и подводники не могли самостоятельно покинуть задраенные и загазованные отсеки, заявил высокопоставленный представитель Главштаба ВМФ России.
"Почему не все подводники воспользовались портативными дыхательными аппаратами - должна установить специальная комиссия", - сказал он.
По словам эксперта, на ремне у каждого подводника находится портативный дыхательный аппарат на случай возникновения ЧП на борту лодки: "Можно предположить, что подводники не заметили поступления газа, а когда почувствовали, было уже поздно".

По данным российских военных, на борту лодки в момент аварии было 208 человек, из которых лишь 81, - военнослужащие. В списках погибших - 11 сотрудников Амурского судостроительного завода, среди них члены комитета по сдаче, инженер отдела ядерной безопасности, другие сотрудники.
Авария могла быть следствием неоправданно высокой автоматизации на лодках такого типа и организационных проблем при проведении испытаний, считает бывший подводник, капитан первого ранга запаса, главный научный сотрудник института проблем морских технологий ДВО РАН Геннадий Илларионов.

"Эти лодки высокоавтоматизированные, имеют большое водоизмещение и при этом экипаж около 70 человек. На лодках военно-морских сил США такого типа экипаж вдвое больше. К сожалению, наши конструкторы в этом случае надеются на автоматику", - сказал он в интервью РИА "Новости".
Кроме того, отметил эксперт, причиной гибели людей на субмарине могла стать их слабая профессиональная подготовка, поскольку на АПЛ было очень много гражданских лиц, сообщает УНИАН.
Также, по словам Илларионова, авария может быть признаком системных проблем организации испытаний. "Лодка во время испытаний и передачи от производителя заказчику наиболее уязвима. В это время там находятся военные и гражданские специалисты, и такую массу народа очень тяжело организовывать", - сказал эксперт.

"Во времена СССР мы в течение года сдавали по три-пять подводных лодки, а сейчас одна лодка за пять лет. Люди забыли об осторожности и потеряли специальные навыки. К сожалению, мы потеряли кадры и драгоценный опыт в этой области", - добавил он.
По словам эксперта, "весь экипаж подводной лодки обязан не только постоянно иметь при себе персональное дыхательное устройство, но и уметь пользоваться ним - эти действия подводники доводят до автоматизма, дышать этим аппаратом можно на протяжении 20 минут".
Илларионов добавил, что количество людей, которые находились на подводной лодке во время испытаний, означает, что на каждой системе были как военные, так и гражданские специалисты.

"Не исключаю, у кого-то из гражданских не было ПДУ, а если и были, то ими не умели пользоваться", - сказал эксперт. Он объяснил, что ПДУ - система замкнутого дыхания, и если человек ни разу не пробовал ее, то в экстренном случае не сможет ею воспользоваться.

бюджета.
Следует ввести в практику порядок, по которому экспертиза вы­полнения программ должна быть комплексной и не замыкаться толь­ко на финансовых вопросах. Главное для каждой программы — до­стижение результатов и обеспечение эффективности каждой програм­мы, и в этом направлении следует переориентировать деятельность института экспертизы проектов целевых программ и хода их реали­зации.








































30.
Свободные экономические зоны. Цели и задачи СЭЗ.
Мировая история свободных экономических зон (СЭЗ). Одним из средств региональной политики является установление государ­ством особых правовых, организационных, экономических режимов на отдельных территориях — создание так называемых свободных эко­номических зон. По мнению ряда исследователей, мировая история СЭЗ начинается еще в древности или в Средневековье. Указывается, например, что в 1547 г. Ливорно в итальянской области Тоскана был объявлен городом свободной торговли. Торговцы тогда добились пра­ва продавать там товары, не облагаемые налогом. Позднее, в XVII в., зоны свободной торговли были созданы в итальянском порту Триест и югославском Шибенике, а в XVIII в. в Гибралтаре и даже в Банг­коке. В этих зонах были созданы льготные условия для ведения бес­пошлинной торговли.
Современная история зон свободного предпринимательства нача­лась в конце 1950-х гг., когда правительство Ирландии объявило о со­здании в международном аэропорту Шэннон, расположенном на запа­де острова, в устье одноименной реки, зоны свободной торговли, в которой иностранным бизнесменам разрешалось строить предприя­тия. Благодаря удобствам транспортно-географического положения находящегося на трансатлантическом воздушном пути аэропорта и представлению целого ряда льгот для инвесторов эта зона довольно быстро достигла успехов.
Особенно много СЭЗ возникло в 1970-е гг. как в развитых, так и в развивающихся странах. В начале 1980-х гг. СЭЗ появились и в бывших социалистических странах Восточной Европы. Преимуще­ственно это были зоны свободной торговли, главной целью создания которых стало стимулирование экспорта товаров и услуг и развитие транзитной торговли. В 1980 гг. в Китае было принято решение по со­зданию четырех специальных экономических зон на юго-востоке стра­ны; а позднее такой зоной был объявлен остров Хайнань.
В настоящее время общее количество СЭЗ в мире составляет, по разным оценкам, от нескольких сот до двух тысяч. Через них прохо­дит У 0 мирового торгового оборота, в них работает более 3 млн чело­век. СЭЗ стран мира имеют различные названия и выполняют похо­жие, но все-таки разные функции.
Формирование и развитие СЭЗ в России. Первым этапом станов­ления СЭЗ в России можно считать конец 1980-х гг., когда в рамках активизации внешнеэкономической политики через создание совмест­ных предприятий появились формально допустимые возможности со­здания зон свободного предпринимательства. Однако тогда ни один зональный проект так и не был реализован.
Второй пик популярности пришелся на начало 1990-х гг., что отра­зилось в ряде государственных решений. Так, летом 1990 г. постанов­лением Верховного Совета Российской Федерации зонами свободного предпринимательства были объявлены территории городов Ленин­града и Выборга, Приморского края, Калининградской, Сахалинской и Читинской областей, а спустя два месяца — территории Алтайского края, Кемеровской и Новгородской областей, города Зеленограда и Еврейской автономной области. В ноябре 1990 г. российское прави­тельство приняло постановление, предусматривающее создание первой СЭЗ в административных границах города Находки и Партизанского района Приморского края (СЭЗ «Находка»). В июне—ноябре 1991 г. подобные постановления были приняты по зоне свободного предпри­нимательства города Ленинграда, СЭЗ «Сахалин», СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области, СЭЗ «Даурия» в Читинской области, СЭЗ «Технополис Зеленоград». Цели создания СЭЗ в этот период носили расплывчатый характер и включали развитие территории, привлече­ние иностранного капитала, рыночные нововведения. Отбор данных территорий проходил стихийно, а размеры зон колебались от неболь­ших участков до территорий крупных областей. Так, по площади СЭЗ «Даурия» (более 400 тыс. км2) намного превышает территории боль­шинства европейских государств. Множество проектов создания СЭЗ инициировалось местными органами власти, которые и добивались принятия соответствующего постановления на федеральном уровне, так как решение о создании СЭЗ обязательно должно быть принято на уровне страны в целом.
В то же время не получили государственной поддержки разрабо­танные планы формирования СЭЗ в Кронштадте, Таганроге, Респуб­лике Карелия и ряде других городов и регионов России, а также про­ект создания крупного международного Хасанского морского порта с функциями СЭЗ на стыке границ России, Китая и Северной Кореи.
Цели создания СЭЗ. Цели стран, создающих СЭЗ, могут быть раз­личными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие — с целью привлечения иностран­ных технологий. Однако, несмотря на различия этих целей, есть и не­которая общность, в рамках которой можно выделить экономические, социальные и научно-технические цели.
Экономические: Социальные:
¦
комплексное развитие отсталых регионов;
¦ увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;
¦ обучение и подготовка квалифицированных национальных рабо­чих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;
¦ насыщение национального рынка высококачественными товарами. Научно-технические:
¦
использование новейших зарубежных и отечественных техно­логий;
¦ приобщение к новым формам управленческого труда;
¦ привлечение опыта и научно-исследовательских достижений ин­женерно-технических центров;
¦ повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.
В соответствии с поставленными целями определяются конфигу­рация специальной зоны, система льгот и стимулов, которая необхо­дима для реализации поставленных целей. Число конкретных целей создания зоны, предопределяющих выбор системы льгот, должно быть ограничено и четко определено. Множественность и неясность целей ведут к необоснованному распространению льгот практически на все виды хозяйственной деятельности и нивелируют предполагаемый эф­фект. СЭЗ создаются по единой логической схеме, включающей в себя поощрение определенных видов и направлений хозяйственной дея­тельности путем их селективной поддержки.
Требования к размещению СЭЗ. Исходя из задач формирования той или иной зоны предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К требованиям общего порядка по размещению СЭЗ от­носятся:
¦ благоприятное транспортно-географическое положение по отно­шению к внешнему и внутреннему рынкам (ему отвечают, как правило, территории, отличающиеся приграничным положением и располагающие развитыми транспортными коммуникациями, особенно портовые города);
¦ развитый производственный потенциал, наличие производствен­ной и социальной инфраструктуры;
¦ наличие территории, располагающей уникальным по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом (в первую очередь запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ре­сурсов и т. д.).
Определение и типология СЭЗ. Отталкиваясь от определения сво­бодной зоны, вошедшего в международно-правовую практику благо­даря VII Киотской конвенции 1973 г. по упрощению и согласованию таможенных процедур, можно сформулировать следующее общее оп­ределение СЭЗ: под свободными экономическими зонами следует пони­мать часть национальной территории (иногда выделенной из общей таможенной черты государства), имеющую расширенную самостоя­тельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управле­ния и преференциальные условия экономической деятельности для ино­странных и национальных предпринимателей.
Общепринятой типологии СЭЗ в настоящее время нет. Существует множество подходов, классифицирующих свободные экономические зоны. Можно сказать, что каждый исследователь, занимающийся этой темой, предлагает свою классификацию свободных экономических зон. Например, эксперты ОЭСР выделяют три основных типа: зоны свободной торговли, зоны предпринимательства, зоны реконверсии.
В
мировой практике существуют два основных подхода к созданию СЭЗ — территориальный и режимный. В практике чаще всего исполь­зуется территориальный подход. При подобной форме организации механизма свободной экономической зоны льготный режим предо­ставляется предприятиям, расположенным на конкретной террито­рии. При режимном подходе определенные преимущества предостав­ляются предприятиям вне зависимости от их размещения. А уже в рамках каждого из этих подходов существует все многообразие видов свободных экономических зон.
Производя
дальнейшую классификацию, современные исследова­тели используют дополнительные характеристики, которые позволя­ют объединить существующие в мире СЭЗ в четыре группы по следу­ющим критериям:
¦ по характеру деятельности или функциональному предназначе­нию (свободные зоны, экспортно-производственные зоны, науч­но-промышленные парки, офшорные зоны);
¦ по степени интегрированное™ в мировую и национальную эко­номику (выделяют два типа СЭЗ: зоны, ориентированные на внешний рынок (анклавы, исключенные из таможенной терри­тории государства), и зоны, интегрированные в национальную экономику); ¦ по отраслевому признаку;
¦ по характеру собственности (государственные, частные и сме­шанные).
В
зависимости от способа оформления границ зоны и режима их функционирования СЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) и интеграционные.
Анклавные СЭЗ полностью ориентируются на экспорт всей произ­водимой на ее территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Они обычно создаются на террито­риях страны, естественным образом отделенных от нее (острова, по­луострова, морские побережья и т. п.), но могут создаваться и внутри города.
Интеграционные зоны тесно связаны с национальной и мировой экономикой, имеют более свободный режим их функционирования. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономи­кой, широко включенных в международное разделение труда. Характеристика типов СЭЗ. Зоны свободной торговли представ­ляют собой компактные территориальные образования, выделенные за пределы национальной таможенной территории. СЭЗ специализи­руются на операциях по складированию и обработке ввезенных това­ров в соответствии с условиями внутреннего рынка сбыта (упаковка, маркировка, контроль качества, простейшая доработка и т. п.). В зави­симости от выполняемых ими функций зоны свободной торговли под­разделяются на:
¦ зоны свободного транзита;
¦ свободные таможенные зоны;
¦
торгово-производственные зоны.
Зоны
свободного транзита предназначены для обслуживания боль­шого интернационального грузопотока, в зонах обеспечивается мини­мум формальных процедур при пересечении товарами границ. В свобод­ных таможенных зонах устанавливается особый режим таможенного контроля, в торгово-производственных зонах торгово-коммерческая деятельность сочетается с промышленно-производственной.
Зоны свободной торговли создаются главным образом с целью уве­личения экспорта и поощрения иностранных инвестиций, а также стимулирования экономического развития в этих зонах. Преимуще­ство
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 0 comments