Еще один программист (anotherprog) wrote in internetaddicts,
Еще один программист
anotherprog
internetaddicts

?

what is this community for?
видам обеспечения можно отнести, например, материальное и трудовое обеспечение ОГВ при выполнении их функций.

Первым фактором, определяющим предмет исследования СППР в данной работе, является ФЦП «Электронная Россия 2002-2010гг.» (ЭР), в рамках которой решаются вопросы автоматизации и информатизации.

Вторым фактором, определяющим предмет исследования СППР, является потребность в общности результатов ФЦП ЭР и применимости их для федерации и всех субъектов РФ. С учетом того, что существует система разделения полномочий ОГВ различных уровней, регулируемая российским законодательством, то наиболее существенным результатом в данных условиях является решение вопроса информационного взаимодействия федеральных и региональных ОГВ.

Третьим фактором, определяющим предмет исследования СППР, является сам процесс выполнения функции ОГВ, при котором специалисты органов государственной власти погружены в информационные процессы сбора и получения исходной информации, а затем ее обработки и получении результата.

Отсюда, рассматриваемой предметной областью СППР являются информационные процессы (в качестве третьего разреза СППР), возникающие при выполнении функций ОГВ в решении задач управления социально-экономическим развитием территорией.

Следуя этой логике, сформулируем ряд определений:


Целью разработки Архитектуры СППР является методическая поддержка описания и формирования совокупности видов обеспечения информационных процессов функций ОГВ субъектов Российской Федерации в целях качественного и эффективного их выполнения.


Архитектура СППР (АСППР) представляет собой систему моделей функций органов государственной власти региона в разрезе видов обеспечения информационных процессов, возникающих при выполнении этих функций.


Архитектура СППР предназначена для описания набора типовых требований, определяющих (нормирующих) информационные процессы, возникающие при выполнении функций ОГВ.


Для описания Архитектуры СППР используется три основных измерения (разреза):

Функции ОГВ региона,
Компоненты информационного процесса выполнения функции,
Виды
обеспечения.


Схематично Архитектуру СППР можно представить на рисунке 1 следующим образом:

Рисунок 1. Схематичное представление Архитектуры СППР.

ОПИСАНИЕ
АРХИТЕКТУРНЫХ СЛОЕВ
Измерение «Функции ОГВ региона»
Как было отмечено в предыдущей главе, стержнем, определяющим предмет СППР, являются функции ОГВ региона, которые формируют первое измерение АСППР «Функции ОГВ региона», описывающее все множество функций, выполняемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Исходя из возможного участия ФОГВ и РОГВ в процессе информационного взаимодействия, можно выделить следующие группы:

Одностороннее взаимодействие: ФОГВ представляет входную информацию для РОГВ, или РОГВ представляет выходную информацию для ФОГВ.
Двустороннее взаимодействие: ФОГВ представляет входную информацию для РОГВ, и РОГВ представляет выходную информацию для ФОГВ.
В соответствии с существующим разделением полномочий между органами власти РФ в рамках АСППР целесообразно выделение следующих групп функций ОГВ региона:

Группа I. Функции ОГВ региона, связанные с выполнением функций федеральных органов государственной власти.

Функции ОГВ региона «Группы I» соответствуют следующим формальным признакам:

функции ОГВ региона должна представлять собою аналог (подобие, проекцию) функции ФОГВ,
результаты выполнения функции ОГВ региона должны использоваться при выполнении функции ФОГВ.
Группа II. Функции ОГВ региона, в процессе выполнения которых используется информация федеральных баз данных.

Функции ОГВ региона «Группы II» соответствуют следующим формальным признакам:

результаты выполнения функции ФОГВ используются при выполнении рассматриваемой функции ОГВ региона,
при выполнении функции ОГВ региона используется информация, которая может быть получена в электронном виде из существующих автоматизированных информационных систем (АИС), принадлежащих ФОГВ,
существует возможность выгрузки из АИС, принадлежащих ФОГВ, информации в электронные форматы данных.
Обязательным для группы является наличие односторонней схемы взаимодействия, при которой ФОГВ представляет выходную информацию для РОГВ.

Группа III. Остальные функции ОГВ региона. Все функции, не попавшие в первые две группы, относятся к данной группе.

Данное разбиение обусловлено необходимостью выделения функций, в рамках которых федеральные органы власти могут регулировать (имеют полномочия) процесс информационного обмена между ФОГВ и РОГВ в соответствии с действующим законодательством. Выделение первой и второй групп из данной совокупности целесообразно по причине отслеживания имеющихся информационных систем и баз данных у ФОГВ.

Отсюда, в рамках АСППР с учетом целевого финансирования работ по ФЦП ЭР должны рассматриваться функции первых двух групп, воздействие на процессы которых возможно со стороны ФОГВ.

В соответствии с действующим законодательством состав функций и полномочий ФОГВ производится на основе Положений о федеральном органе, которые на текущий момент нормативно закрепляются согласно таблице 1:

Таблица 1.

Полное наименование федерального органа исполнительной власти Положение
О федеральном органе (тип документа, номер, дата)

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
Министерство
внутренних дел Российской Федерации
УП РФ от 19.07.2004 N 927
Федеральная миграционная служба
УП РФ от 19.07.2004 N 928
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
УП РФ от 11.07.2004 N 868
Министерство иностранных дел Российской Федерации
УП РФ от 11.07.2004 N 865
Министерство обороны Российской Федерации
УП РФ от 16.08.2004 N 1082
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
УП РФ от 16.08.2004 N 1083
Федеральная служба по оборонному заказу
УП РФ от 21.01.2005 N 56с
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
УП РФ от 16.08.2004 N 1085
Федеральное агентство специального строительства
УП РФ от 16.08.2004 N 1084
Министерство юстиции Российской Федерации
УП РФ от 13.10.2004 N 1313
Федеральная служба исполнения наказаний
УП РФ от 13.10.2004 N 1314
Федеральная
регистрационная служба
УП РФ от 13.10.2004 N 1315
Федеральная служба судебных приставов
УП РФ от 13.10.2004 N 1316
Государственная
фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
УП РФ от 13.08.2004 N 1074
Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
Положение не обнаружено в открытом доступе
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
УП РФ от 11.08.2003 N 960
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба) (в ред. Указа Президента РФ от 28.07.2004 N 976)
УП РФ от 28.07.2004 N 976
Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
УП РФ от 07.08.2004 N 1013
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
УП РФ от 07.09.2004 N 1146
Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
УП РФ от 07.08.2000 N 1444
II. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
ПП РФ от 30.06.2004 N 321
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
ПП РФ от 30.06.2004 N 322
Федеральная
служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
ПП РФ от 30.06.2004 N 323
Федеральная служба по труду и занятости
ПП РФ от 30.06.2004 N 324
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию
ПП РФ от 30.06.2004 N 325
Федеральное медико-биологическое агентство(введено Указом Президента РФ от 11.10.2004 N 1304)
ПП РФ от 11.04.2005 N 206
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
ПП РФ от 17.06.2004 N 289
Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
ПП РФ от 17.06.2004 N 301
Федеральное архивное агентство
ПП РФ от 07.04.2004 N 177
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
ПП РФ от 17.06.2004 N 291
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
ПП РФ от 17.06.2004 N 292
Министерство образования и науки Российской Федерации
ПП РФ от 15.06.2004 N 280
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
ПП РФ от 16.06.2004 N 299
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
ПП РФ от 17.06.2004 N 300
Федеральное агентство по науке и инновациям
ПП РФ от 16.06.2004 N 281
Федеральное агентство по образованию
ПП РФ от 17.06.2004 N 288
Министерство природных ресурсов Российской Федерации
ПП РФ от 22.07.2004 N 370
Федеральная
служба по надзору в сфере природопользования
ПП РФ от 30.07.2004 N 400
Федеральное
агентство водных ресурсов
ПП РФ от 16.06.2004 N 282
Федеральное агентство лесного хозяйства
ПП РФ от 16.06.2004 N 283
Федеральное агентство по недропользованию
ПП РФ от 17.06.2004 N 293
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации
ПП РФ от 16.06.2004 N 284
Федеральное агентство по промышленности
ПП РФ от 16.06.2004 N 285
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
ПП РФ от 17.06.2004 N 294
Федеральное агентство по энергетике
ПП РФ от 16.06.2004 N 287
Министерство
регионального развития Российской Федерации(введено Указом Президента РФ от 13.09.2004 N 1168)
ПП РФ от 26.01.2005 N 40
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству(введено Указом Президента РФ от 01.12.2004 N 1487)
ПП РФ от 16.06.2004 N 286
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ПП РФ от 28.06.2004 N 315
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
ПП РФ от 30.06.2004 N 327
Федеральное агентство по рыболовству
ПП РФ от 17.06.2004 N 295
Федеральное
агентство по сельскому хозяйству
ПП РФ от 30.06.2004 N 328
Министерство транспорта Российской Федерации
ПП РФ от 30.07.2004 N 395
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
ПП РФ от 30.07.2004 N 398
Федеральное агентство воздушного транспорта
ПП РФ от 30.07.2004 N 396
Федеральное дорожное агентство
ПП РФ от 23.07.2004 N 374
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
ПП РФ от 30.07.2004 N 397
Федеральное агентство морского и речного транспорта
ПП РФ от 23.07.2004 N 371
Федеральное агентство геодезии и картографии
ПП РФ от 29.07.2004 N 386
Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации
ПП РФ от 26.06.2004 N 311
Федеральная служба по надзору в сфере связи
ПП РФ от 30.06.2004 N 31
Федеральное агентство по информационным технологиям
ПП РФ от 30.06.2004 N 319
Федеральное агентство связи
ПП РФ от 30.06.2004 N 320
Министерство финансов Российской Федерации
ПП РФ от 30.06.2004 N 329
Федеральная налоговая служба
ПП РФ от 30.09.2004 N 506
Федеральная служба страхового надзора
ПП РФ от 30.06.2004 N 330
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
ПП РФ от 15.06.2004 N 278
Федеральная служба по финансовому мониторингу
ПП РФ от 23.06.2004 N 307
Федеральное казначейство (федеральная служба)
ПП РФ от 01.12.2004 N 703
Министерство
экономического развития и торговли Российской Федерации
ПП РФ от 27.08.2004 N 443
Федеральная
таможенная служба
ПП РФ от 21.08.2004 N 429
Федеральное агентство по государственным резервам
ПП РФ от 23.07.2004 N 373
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости
ПП РФ от 19.08.2004 N 418
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом
ПП РФ от 27.11.2004 N 691
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами(введено Указом Президента РФ от 22.07.2005 N 855)
Вступает в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования
III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации
Федеральная антимонопольная служба
ПП РФ от 30.06.2004 N 331
Федеральная служба по тарифам
ПП РФ от 30.06.2004 N 332
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
ПП РФ от 23.07.2004 N 372
Федеральная служба государственной статистики
ПП РФ от 30.07.2004 N 399
Федеральная служба по финансовым рынкам
ПП РФ от 30.06.2004 N 317
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
ПП РФ от 30.07.2004 N 401
Федеральное агентство по атомной энергии
ПП РФ от 28.06.2004 N 316
Федеральное космическое агентство
ПП РФ от 26.06.2004 N 314
Федеральное
агентство по туризму(введено Указом Президента РФ от 18.11.2004 N 1453)
ПП РФ от 31.12.2004 N 901
Федеральное агентство по физической культуре и спорту(введено Указом Президента РФ от 18.11.2004 N 1453)
ПП РФ от 31.12.2004 N 904

Сокращения: ПП РФ - Постановление Правительства РФ,

УП РФ - Указ Президента РФ.

В таблице 1 приведена структура федеральных органов исполнительной власти, действующей на 01.09.2005г. в соответствии с Указом Президента РФ от 20.05.2004 года №649.

Аналогично на уровне субъектов РФ состав и содержание функций и полномочий РОГВ определяется на основе Положений о региональном органе исполнительной власти.

Кроме обозначенной группировки, возможна классификация функций ОГВ региона по степени общности:

Типичные функции ОГВ региона, присущие всем регионам,
Специфические функции ОГВ региона, присущие отдельным регионам и связанные с особыми условиями функционирования региона (например, условия приграничных территорий, условия Крайнего Севера, условия северного завоза).
Введем понятие функциональной модели региона, как структурированной совокупности функций ОГВ региона с указанием взаимосвязей между ними.

В рамках любого субъекта РФ, в том числе и федерации, существуют сквозные процессы управления территорией (например, бюджетный процесс, межбюджетные отношения и др.). В соответствии с этими процессами формируется порядок участия в них ОГВ и состав необходимых работ (например, в законах о бюджете). Отталкиваясь от сквозных процессов, формируются функции и полномочия ОГВ.

Поэтому, если говорить о функциональной модели региона, необходимо говорить не просто о совокупности функций, но и об их взаимосвязях в процессах управления субъектом РФ и взаимодействии с другими уровнями власти.

Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что рассмотрение функций ОГВ необходимо проводить в увязке с существующими нормативно-правовыми и законодательными актами.

Измерение
«Компоненты информационного процесса»
В соответствии с базовыми принципами ГОСТ Р ИСО 9001-2001 измерение «Компоненты информационного процесса» определяет следующие составляющие информационного процесса, возникающие при выполнении функций ОГВ региона:

Ресурсы (входная информация) для выполнения функции ОГВ – совокупность всей входной информации, необходимой ОГВ для выполнения конкретной функции, и порядка ее формирования и представления,
Процесс
(алгоритм) выполнения функции – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы (ресурсы в результат),
Результат процесса (выходная информация) выполнения функции ОГВ – совокупность всей выходной информации, получаемой при выполнении функции ОГВ и используемой потребителем, и порядка ее представления.
В соответствии с ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» №24-ФЗ под информационными процессами следует понимать процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

В связи с тем, что административное реформирование деятельности ОГВ региона, их функциональных обязанностей и полномочий (процесса/алгоритма выполнения функции) не является областью реализуемых мероприятий ФЦП ЭР, то целесообразно выделить в качестве основных компонент для исследования информационного процесса СППР «ресурсы» и «результат процесса».

Описание процесса выполнения функций ОГВ региона должно соответствовать требованиям к учетной системе и архитектуре программного обеспечения электронного государства, сформулированные в рамках требований ФЦП «Электронная Россия».

Прежде всего, необходимо определить, что характеризует информацию и ее полноту в рамках рассматриваемой функции. Иначе потребность в информации останется не раскрытой.

Информация (входная и выходная) это значимые (необходимые и достаточные) сведения и данные, представляемые в формализованном виде. Очень важно подчеркнуть, что состав информации должен характеризоваться достаточностью и необходимостью при выполнении функции ОГВ.

Отсюда следует, что состав входной и выходной информации, определяемой функцией ОГВ, формируется исходя из принадлежности ее к потребителям (субъектам, использующим информацию).

В случае с входной информацией состав данных вытекает, во-первых, из алгоритма выполнения функции, а во-вторых, из потребности ОГВ в данных при выполнении функции. В случае с выходной информацией при дальнейшем рассмотрении состава данных целесообразно выделить следующие два круга потребителей:

Определенный круг;
Неопределенный круг.
Определенный круг потребителей – это конкретные ОГВ, которые согласно законам и нормативным актам являются потребителями выходной информации ОГВ, выполняющим данную функцию. Состав информации, потребляемый такими ОГВ, хорошо определен. Неопределенный круг потребителей – в нашем случае - это круг субъектов права, органов государственной власти, объединенных тем или иным критерием.

Способы предоставления информации можно разделить на безусловное предоставление, и предоставление по запросу. Для безусловного предоставления информации характерно точное указание получателя информации, её состава, качества и времени, к которому эта информация должна быть доставлена, а также периодичность такой доставки. Для представления по запросу характерны указания на сроки выполнения такого запроса, указания на порядок и условия подачи запроса, а также на ограничения предоставления информации; состав запрашиваемой информации может меняться.

Сведем различные режимы предоставления информации в таблицу 2, в столбцах которых будут указаны два способа передачи информации, а строки указывают на тот или иной круг потребителей информации. В клетках этой таблицы указаны особенности этих режимов и высказаны соображения, где можно найти информацию о них.

Таблица 2.

Безусловный По запросу
Определенный круг потребителей Как правило, такой режим предоставления информации четко оформлен законами и нормативными актами. Как правило, информация предоставляется для ОГВ для обеспечения их регулярной деятельности. Должны быть указаны получатель информации, а также состав, периодичность и сроки её предоставления. Такой режим предоставления информации предполагает непериодическую потребность в информации. Как правило, состав и качество информации, которая может потребоваться, можно указать. Должны быть также указаны условия запроса (форма, стоимость), а также сроки его выполнения.
Неопределенный круг потребителей Публикация данных на сайте, распространение
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 0 comments